Спустя полгода никаких изменений по улучшению оказания экстренной медицинской помощи не просматривается, скорее наоборот. Это касается и чисто организационных моментов, и технических. Да и сами граждане не особо ощущают пресловутое «покращення», особенно в сфере медицинского обслуживания. Что же происходит на самом деле в связи с внедрением реформирования службы скорой неотложной помощи на практике?
Поменялось не только название, но сама структура, а следовательно и оказание этой помощи.
В конце прошлого года было создано коммунальное учреждение Сумского областного совета «Сумской областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», в состав которой вошли, ранее выведенные из структур районных и городских управлений здравоохранения, центральных районных больниц службы скорой медицинской помощи. Этот преобразованный центр экстренной помощи планировалось оборудовать по последнему слову навигационной техники, создать единую диспетчерскую систему, координириуемую из центра. Идея вроде бы неплохая, казалось стоить только внести коррективы, перенаправить и оптимизировать соответствующие финансовые потоки в разработку этого проекта – тогда может что-то толковое и получится.
Но на практике оказалось совершенно по-иному. Отныне в областном центре экстренной помощи сконцентрировано руководство всеми районными и городскими пунктами скорой помощи, централизованы финансы, что привело к отрыву скорой помощи непосредственно от медицинских учреждений, к которым ранее они были прикреплены. Особенно почувствовалось это в районных больницах. На сегодня эта разбалансированная система существенно усложняет работу медработников, ведь раньше в сельских районах осуществлялось взаимодействие между вышеупомянутыми службами, так как это был один организм. А сегодня эту связь разорвали, не придумав ничего конструктивного взамен.
С технической стороны также имеются некоторые вопросы. Оснастить центр системой спутниковой навигации – хорошо, но это не решает проблемы, пото невозможно определить качество дороги, по которой будет продвигаться машина экстренной помощи к пациенту, где каждая минута на счету. Диспетчер в областном центре вряд ли сможет эффективно ориентироваться на местности, которую он знает плохо или не знает совсем, а для скорости оказания помощи больному эти навыки являются необходимыми.
Отдельная и зачастую болезненная тема при проведении каких-либо реформ – это финансирование. Сегодня на функционирование службы скорой и неотложной помощи в области помимо уже выделенных немалых средств необходимо дополнительно еще 51 млн. гривен на следующие нужды: для обеспечения бесперебойной круглосуточной работы всех подразделений экстренной помощи, на заработную плату работникам, на приобретение санитарных автомобилей и их содержание, на приобретение холодильников для хранения медикаментов, на реконструкцию здания Центра. Доходит до того, что не хватает средств на оплату заработной платы медицинским работникам, врачам и фельдшерам вообще не доплачивают за переработку, нет денег на бензин и ремонт санитарных автомобилей, а водителям прямо говорят, что вы должны проводить ремонт за свои средства. Это все привело к тому, что сегодня в области сократилось количество выезжающих на дежурство бригад скорой медицинской помощи. Если раньше скудных средств, выделяемых на скорую помощь в области с горем пополам хватало, то на сегодня в результате такого непродуманного реформирования, получается надо еще больше. А денег, как известно, нет.
Советская система оказания медицинской помощи, в том числе и неотложной, была тщательно продумана, отлажена годами и адаптирована к местным реалиям. Новая же схема имеет больше нюансов, которые либо не хотят учитывать и изменять, либо попросту закрывают на них глаза.
Не вооруженным глазом видно, что медреформа была спланирована без привлечения хотя бы руководителей областных управлений здравоохранения, не говоря уже о главных врачей и врачах практиках, а делалась исключительно в Администрации Президента и Министерстве здравоохранения и, по всей видимости, людьми некомпетентными и далекими от понимания реальных проблем современной медицины. Вот и получается, что хотели как лучше, а получилось как всегда.
В связи со сложившейся ситуацией народный депутат Украины Виктория Бабич обратилась к главе Сумской облгосадминистрации с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении финансирования экстренной медпомощи на 51 млн. гривень.
Наталья Петренко